Стихи и Музыка

Комментарии (10 из 1107)

Добавить комментарий

my-hitspace.com

Оскар 2024, номинация «Лучшая оригинальная песня» , претенденты

Ryan Gosling - I'm Just Ken — ф. Barbie
https://www.youtube.com/watch?v=ru1LC9lW20Q

Billie Eilish - What Was I Made For? — ф. Barbie
https://www.youtube.com/watch?v=ucnZxJXJlVo

Becky G - The Fire Inside — ф. Flamin' Hot
https://www.youtube.com/watch?v=aTiX7rebCVA

Jon Batiste - It Never Went Away — ф. American Symphony
https://www.youtube.com/watch?v=jTrvrqedmVI

Wahzhazhe (A Song for My People) — ф. Killers of the Flower Moon
https://www.youtube.com/watch?v=nyWCr1ly4oc

Комментировать
Оля Гриневская

КОГДА В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ ГОРОДСКОЙ РОМАНС?
Отвечает Нина Шацкая, певица, заслуженная артистка России


Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века композиторами-любителями.
Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Комментировать

no comment

s1200.jpeg
Комментировать
Оля Гриневская

Три исторические оперы Петра Чайковского
Чаще всего в российских и зарубежных театрах можно услышать самые знаменитые оперы Петра Чайковского — «Евгений Онегин»,
«Пиковая дама» и «Иоланта». Всего же композитор написал 10 сочинений для музыкального театра.
Большинство из них — на исторические сюжеты.
Первые оперы Петра Чайковского
Петр Чайковский заинтересовался музыкальным театром еще в Санкт-Петербургской консерватории.
Во время учебы он написал увертюру — пьесу, которую исполняли в начале оперного или драматического спектакля, —
к «Грозе» Александра Островского. Когда композитор получил образование и уехал в Москву преподавать, он взялся за крупные
театральные произведения.

В конце 1860-х годов Чайковский написал первые оперы: «Воеводу» на сюжет Островского и «Ундину» по балладе Василия Жуковского.
Их премьеры прошли в Большом театре. Однако сочинения не заинтересовали публику. Это объяснялось ситуацией в музыкальном
театре: в Петербурге и Москве в те времена выступали труппы и именитые певцы-гастролеры специально приглашенные из-за рубежа —
в основном из Италии. Русскую оперу исполняли редко. Для новых постановок российских композиторов не готовили декорации и
костюмы — играли в так называемом «подборе», в том, что осталось от других спектаклей. Вокалистам платили гораздо меньше.
Из-за этого русская опера звучала и выглядела не так привлекательно, как зарубежная.

В 1870-е годы ситуацию изменил главный дирижер Императорских театров Эдуард Направник: при нем новым спектаклям отечественных
авторов уделяли гораздо больше внимания, и русские оперы стали звучать чаще. В 1880-е годы они вытеснили итальянские и стали
основой репертуара. Тогда же появились основные театральные работы Петра Чайковского.
Третья опера Чайковского — и первая, которая привлекла внимание зрителей. Историю молодого боярина Андрея, который ради любимой
стал опричником, Петр Чайковский взял из пьесы известного в то время драматурга Ивана Лажечникова.

Либретто, сценарий оперы, композитор написал сам. Он изменил первоисточник — например, убрал со сцены царя Ивана Грозного,
который играл значительную роль в сюжете.

Комментировать
Оля Гриневская

"Опричник"

В «Опричнике» Чайковский использовал и часть либретто своей дебютной оперы «Воевода», и музыки к ней, дополнил и доработал их.
Сочинял он медленно, хотя замысел композитору нравился. На «Опричника» Петр Чайковский потратил три года.

Сочинение впервые сыграли в Мариинском театре. Опера понравилась публике, а руководство Императорских театров выписало
композитору крупную по тем временам премию в 300 рублей. Однако сам Чайковский остался недоволен произведением. Позже он
несколько раз редактировал оперу: написал новые номера главных героев, а по просьбе певца Богомира Корсова придумал вторую
версию арии главного злодея, князя Вязьминского.

Интересный факт:
Партию Федора Басманова, лидера опричников и друга главного героя, исполняли певицы: Чайковский написал ее для альта, низкого женского голоса.

Комментировать
Оля Гриневская

«Орлеанская дева»
Единственная большая опера Чайковского на иностранный сюжет. Романтическая драма Фридриха Шиллера о жизни Жанны д’Арк
заинтересовала композитора в середине 1870-х годов. В России ее в то время уже знали: пьеса появилась в 1831 году, перевел
ее Василий Жуковский. Однако царские цензоры запретили произведение с формулировкой «интрига сей пьесы основана на чудесах
Пресвятыя Девы, о коей и часто упоминается в самых речах», поэтому долгие годы ее не ставили.

Чайковский нашел выход из положения: он снова написал либретто сам. Основой стал текст Шиллера в версии Жуковского. Но работа
продвигалась непросто: «Сколько перьев я изгрызу, прежде чем вытяну из себя несколько строчек! Сколько раз я встаю в совершенном
отчаянии оттого, что рифма не дается, или не выходит известное число стоп, что недоумеваю, что в данную минуту должно говорить
то или другое лицо».

Сюжет Шиллера Петр Чайковский тоже изменил. Он придумал новый финал. В его версии Иоанна (так на немецкий манер назвали героиню)
погибала не на поле боя, как у Шиллера, а на костре после приговора инквизиции, как это произошло на самом деле.
Также Чайковский расширил любовную линию. В пьесе рыцарь, возлюбленный Жанны, появлялся ненадолго. В опере же их отношения,
терзания героини о долге и невозможности из-за этого влюбляться, занимали несколько сцен. Они играли в истории важную роль:
воительница считала, что именно внезапное чувство отвратило от нее Бога.

Интересный факт:
Публика услышала «Орлеанскую деву» и «Евгения Онегина» в один год — 1881-й. Чайковский ждал, что камерный «Онегин» не понравится
зрителям, а крупное произведение о Жанне д’Арк — заинтересует. Вышло же наоборот: пушкинскую оперу приняли тепло,
а сочинение о французской воительнице задержалось на сцене недолго.

Комментировать
Оля Гриневская

«Мазепа»

Сочинение по мотивам поэмы «Полтава» Петр Чайковский написал в 1881–1883 годах. Произведение Александра Пушкина не впервые
оказалось на музыкальной сцене. В 1850–70-х в Петербурге, Киеве и Москве шла постановка композитора Бориса Фитингофа-Шеля.
Незадолго до того, как Чайковский взялся за работу, поэма заинтересовала еще одного автора. Директор Петербургской консерватории
Карл Давыдов хотел создать свою оперу на этот сюжет. Для него написал либретто публицист Виктор Буренин, однако произведение
так и не поставили. Чайковский использовал текст Буренина, однако и его изменил. Исследователи отмечали, что композитор
практически придумал новый сценарий.

Петр Чайковский сделал сюжет более камерным: избавился от венценосных героев, сосредоточился на любовной истории.
Из-за необходимости сочетать крупные военные эпизоды и лирическую драму композитор долго не мог завершить сочинение и
писал брату Модесту: «Не испытываю и двадцатой доли того вдохновения и любви к своему нарождающемуся детищу, какие испытывал
прежде, особенно относительно некоторых детищ». Публика впервые услышала «Мазепу» в феврале 1884 года. Оперу поставили в
Большом театре.

Интересный факт:
В опере осталась масштабная сцена Полтавской битвы. Но композитор превратил ее во вставную оркестровую картину между актами и
показал сражение только при помощи музыкальных инструментов.

Автор: Тата Боева

Комментировать
Оля Гриневская

— Знаешь, когда Бах был при смерти, он услышал, как его сын исполняет на пианино одно из его произведений.
Мальчик остановился, не доиграв до конца.
— Умирающий соскочил с кровати, подбежал к пианино и закончил игру.
— Не смог примириться с незавершенностью мелодии.

Шерлок (Sherlock)
Шерлок Холмс
Джеймс Мориарти
2 сезон

Комментировать
Оля Гриневская

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.
Владимир Михайлович Бехтерев

Комментировать